89.07 $ 95.15 €

Вернуться на главную

Общество

Российские судостроители набрали заказов на 172 млрд, но не могут с ними справиться

ЧП с траулером, перевернувшимся на заводе «Пелла», привел к гибели людей и колоссальным финансовым потерям рыбопромышленной компании

Российские корабельные заводы не справляются с объемом заказов по строительству новых судов, и это грозит кризисом всей рыбной отрасли. Это подтверждает недавнее ЧП, случившееся на заводе «Пелла». 30 марта строящийся на верфи в Ленинградской области морозильный траулер «Скорпион» завалился на бок, катастрофа привела к гибели двух человек, сообщает  «Комсомольская правда».

Заказчик судна — мурманская ГК «ФЭСТ». Корабль строился по госпрограмме выделения квот на добычу рыбы в обмен на инвестиции в обновление флота или береговые заводы. «Скорпион» — один из двух траулеров, на постройку которых Группа компаний взяла кредиты на общую сумму в 47 млн евро. По графику корабль должны были сдать заказчику еще в прошлом году, но затянули с работами. Теперь, похоже, он никогда не выйдет в море. В ГК «ФЭСТ» уже заявили, что откажутся принимать судно, сообщает KP.RU со ссылкой на представителей компании. Во-первых, морская вода могла повредить установленное на траулере дорогостоящее оборудование. А во-вторых, моряки – весьма суеверный народ и попросту не захотят выходить в море на судне, где погибли люди.

Таким образом, ЧП обернулось для мурманских заказчиков колоссальными убытками. ГК «ФЭСТ» лишилась квот, под которые были получены деньги на строительство судов. Сумму убытков в компании не называют, но по оценкам экспертов, она составляет несколько десятков миллионов долларов.

Трагедия со «Скорпионом» — лишь верхушка айсберга. По данным издания, отечественные судостроительные компании набрали заказов по строительству траулеров на 172 миллиарда рублей, но не могут с ними справиться. Корабелам не хватает ни мощностей, ни опыта создания рыболовецких судов. С момента запуска программы, стартовавшей в 2017 году, рыбопромышленные компании получили всего пять кораблей (а всего их должно быть построено 53). Судостроительные компании катастрофически не укладываются в сроки. Как сообщил глава Росрыболовства Илья Шестаков во время встречи с президентом Владимиром Путиным 19 октября 2020 года, отставание в строительстве составляет от полугода до двух лет. На том же заводе «Пелла» по программе квот сейчас строят сразу 6 рыболовецких судов. На ПАО «Северная верфь» — 10 судов, на ПАО «Выборгский судостроительный завод» — 5 судов.

При этом рыбопромышленные компании исправно и в срок перечисляют деньги на постройку траулеров. Главная проблема судостроительной отрасли в сильной закредитованности. Деньги рыбаков тут же уходят на латание финансовых дыр корабелов, у которых не остается денег ни на нужных сотрудников, ни на поставки необходимых материалов.

Кроме сорванного графика строительства траулеров в отрасли назрела еще одна проблема: суда нужно будет где-то обслуживать и ремонтировать. Для этого у России также не хватает собственных мощностей. Судоремонтная база страны состоит из 30 предприятий, способных покрыть не более 15% потребностей в судоремонте. И, значит, владельцы судов вынуждены будут гонять их на ремонт за границу, тратя на это время и немалые деньги.

Ситуация заставляет задуматься: стоит ли выделять под строительство супер траулеров новые квоты, если судостроители не справляются даже с существующими заказами? Этот вопрос как никогда актуален сейчас, когда идет активное обсуждение нового этапа программы инвестиционных квот. По мнению многих экспертов, куда выгоднее вкладывать средства в строительство новых заводов на берегу. Под них государство также выделяет квоты, и в отличие от траулеров, береговые заводы сдаются точно в срок. Из 25 предусмотренных программой заводов уже сданы 22 предприятия. Развитие береговой переработки поможет России нарастить собственные рыбопромышленные и морозильные мощности. Чтобы снабжать такие заводы сырьем, нужны мало- и среднетоннажные рыболовецкие суда. Но строить их гораздо быстрее и легче, чем гигантские плавучие заводы-траулеры.

Похожие новости

экономика

HTX вошла в топ-4 бирж по ликвидности

Kaiko, ведущий поставщик данных о рынке криптовалют, опубликовал свой отчет о ликвидности бирж за 2 квартал 2024 года. Среди 43...

Общество

Кампания #AfghanGirlsVoices ECW продемонстрировала свидетельства лишения права на образование

Сегодня люди по всему миру отмечают трагическую веху в истории прав человека, прав детей и прав девочек: 1000 дней запрета...

экономика

SERMATEC внедряет принцип нулевого выброса с проектом хранения энергии в Восточной Европе

SERMATEC, одна из немногих компаний, включенных в список BloombergNEF (BNEF) Tier 1 в течение двух кварталов подряд, завершила подключение к...

экономика

Рейтинг Kantar BrandZ 2024: Haier лидирует 6-й год подряд как ведущий бренд экосистемы IoT

Haier вновь стал единственным брендом экосистемы Интернета вещей (IoT) в рейтинге самых дорогих глобальных брендов по версии компании Kantar за...