91.58 $ 99.13 €

Вернуться на главную

Финансы

Экономист Марат Айдагулов оценил скорость роста и перспективы рынка KidTech в России

Каково положение сегмента KidTech в России сейчас и каковы его ближайшие перспективы? Какие факторы препятствуют развитию отрасли, а какие, наоборот, ему способствуют? Актуальны ли мировые тенденции KidTech для отечественных предпринимателей? — экономист и общественный деятель Марат Айдагулов анализирует актуальное состояние сегмента образовательных технологий для дошкольников.

KidTech — сегмент рынка образовательных технологий EdTech, который включает в себя технологические решения для дошкольного образования. Целевой аудиторией KidTech являются малыши (дети 0-3 лет), дошкольники (дети 3-7 лет), их родители, специалисты по работе с детьми, а также государственные и частные организации, предоставляющие образовательные услуги для детей до 7 лет, то есть, детские сады, различные дома творчества и так далее.

Спектр направлений обучающих программ в KidTech поистине огромен. Программы и продукты сегмента могут быть нацелены на физическое развитие детей, на развитие их когнитивных и речевых навыков, формирование финансовой грамотности или полезных привычек. Актуальна также непосредственно дошкольная подготовка и формирование творческих или профессиональных умений, например, рисование или кодинг (программирование). Популярной последние годы становится идея формирования у детей и так называемых «мягких навыков», в которые включают креативность, гибкость мышления, навыки коммуникации и так далее.

Говоря о структуре российского рынка онлайн-образования, нужно отметить, что положение сегмента KidTech в нём весьма специфично: в настоящее время KidTech привлек финансов меньше, чем остальные сегменты, при этом спрос на услуги отрасли огромен, а процесс цифровизации поразительно низок. Всего на российском рынке KidTech работают более 120 компаний, при этом, смотря на этот список, очевидным становится территориальный аспект: как отмечает руководитель столичного Департамента предпринимательства и инновационного развития Алексей Фурсин, 55% из компаний находятся в Москве, и именно на столичные организации из этого сегмента приходится около 70% инвестиций.

Подобная ситуация тесно связана, в частности, с особенностями организации дошкольного образования в России в целом. В стране огромная доля государственных дошкольных учреждений и сравнительно малая доля учреждений частных, так, лишь 1,5% детей посещают частные учреждения, между тем как в большинстве развитых стран этот показатель находится в районе 14%. По мнению ряда экспертов, именно небольшая доля частного образования снижает скорость проникновения новых технологий в дошкольные организации, ограничивая конкуренцию на рынке, ведь государственным учреждениям, как минимум, приходится сталкиваться с бюджетными ограничениями, а порой и иметь дело с более консервативными взглядами принимающих ключевые решения.  

Второй фактор, влияющий на развитие KidTech в России – осторожность инвесторов, которые лишь относительно недавно стали присматриваться к данному сегменту рынка. Активный рост инвестиций в отечественный KidTech начался в 2019 году и продолжился в 2020-2021 годах, однако даже тогда инвестиции в отрасль составили лишь около 26% от общего объёма инвестиций в EdTech.

Третий фактор, тормозящий развитие сегмента, можно назвать человеческим фактором. Несмотря на цифровизацию множества процессов профессиональной жизни, а также успешное проникновение цифры в быт и коммуникацию, в теме технологий для детей до сих пор остаётся множество вопросов. С какого возраста лучше знакомить детей с гаджетами и каким образом ограничивать выделяемое на это время? Идет ли в целом на пользу развитию ребенка его раннее знакомства с цифровыми устройствами? Как лучше решить вопрос безопасности детей в сети? Тут же можно резонно отметить проблему квалификации персонала, в частности, детских садов: воспитатели далеко не всегда сами хорошо разбираются в тех технологиях, которые планируют преподнести детям.

Тем не менее, несмотря на сложности, на протяжении последних шести лет выручка KidTech-компаний в России росла в среднем на 49% в год, причем особенно стабильный рост показали те компании, которые работают исключительно в данном сегменте. Средняя выручка компаний, разрабатывающих KidTech-решения в России, в 2022 году превысила 100 млн рублей.

Спрос на развитие отрасли неизбежно растёт вместе с долей цифровых процессов в жизни человека, дошкольники неизбежно всё больше пользуются гаджетами. Текущий уровень развития технологий отрасли в России достаточно низок, целевая же аудитория огромна: по данным Росстата, численность детей до семи лет, посещающих дополнительные образовательные программы в России, выросла на 18% за последние пять лет и составила 8,2 млн человек в 2022 году, что является 62% от общей численности детей этого возраста.

В связи с этим, экспертами ожидается дальнейший рост интереса инвесторов к сегменту и расширение процессов цифровизации, в частности, в детских садах. На фоне наличия мер государственной поддержки, направленных на поддержку регионального бизнеса, стоит ожидать и постепенного развития сегмента не только в столице, но и за её пределами. Пресс-служба Агентства инноваций Москвы, в свою очередь, заявила о том, что спрос на технологии для дошкольников в России в перспективе увеличится вдвое.

В настоящее время, большинство отечественных компаний (более 63% от общего числа) предлагают B2C решения, чаще всего, нацеленные на дошкольников, то есть, на детей старше 5 лет: речь идёт, в частности, о разработке линеек продуктов для непрерывного дошкольного обучения ребенка. Популярной является реализация идеи обучения через игры. Предлагаются продукты для развития различных когнитивных навыков (например, памяти или логического мышления), навыков чтений и письма, а также непосредственно подготовка ребенка к школе – интересно, что последнее направление можно назвать, пожалуй, самым быстро развивающимся, вероятно, за счет близости к сегменту школьного образования, где цифровизация идёт гораздо более активно. 

B2B решения отечественных предпринимателей, в свою очередь, ориентированы на дошкольные образовательные организации и предлагают, прежде всего, разработку интерактивного оборудования и систем управления.

Показательно, что в последние годы к KidTech присоединилось и некоторое количество крупных игроков, чье участие способно существенно повысить уровень конкуренции в сегменте. Так, Skyeng открыл Skysmart — отдельное подразделение для детей 4–18 лет, а также совместно с «Союзмультфильм» разработал обучающие игры с дополненной реальностью для смарт-дисплея SberPortal. «Яндекс» не так давно приобрел у мальтийской компании Zebrainy Ltd платформу развивающих игр для детей дошкольного возраста «Сказбука». «Детский мир» заявил, что планирует создать целую экосистему IT-сервисов для детей и родителей, в которую войдёт не только развлекательный контент, но и онлайн-образование.

Говоря о мировых тенденциях отрасли, прежде всего, стоит отметить развитие технологий искусственного интеллекта (ИИ), которые уже реализуются в рамках распознающих детскую речь голосовых помощников, так, например, приложение Amira Learning читает вместе с детьми, исправляя ошибки в режиме реального времени. Также, ИИ способен персонализировать материал под конкретного ребенка, под его уровень знаний, интересы либо особенности развития. Стоит помнить, конечно, и о способности ИИ создавать контент – эта тема последнее время особенно на слуху благодаря ChatGPT и его аналогов для арт-сферы.

Набирает обороты развитие технологий дополненной и виртуальной реальности.  Популяризируется идея метавселенных, так, компания MiMo Studios запустила детский анимационный сериал HippoPark, который пока транслируется на привычных стриминговых сервисах, но позволяет детям создавать собственные NFT.

Развивается робототехника: набирают популярность небольшие образовательные роботы, которые собираются из готовых блоков и умеют выполнять простые команды, а эксперты полагают, что в будущем роботизированные технологии станут незаменимым помощникам для воспитателей и учителей.

Отечественный рынок KidTech по сравнению с рынком глобальным, безусловно, находится в самом начале пути. В масштабах страны рано говорить о роботизации процессов обучения или повсеместном использовании ИИ: для реализации подобных идей не хватит ни квалифицированных специалистов, ни соответствующим образом оснащённых учреждений.

Однако, во многом именно благодаря относительно низкому уровню старта, сочетающему с наличием большой целевой аудитории, у сегмента KidTech в России огромные перспективы, реализации которых будет лишь способствовать увеличение мер государственной поддержки предпринимательства, рост интереса инвесторов, а также мировые тенденции, способствующие увеличению интереса людей всех возрастов к новым и новейшим технологиям.

Похожие новости

Общество

Обычно эвакуаторы занимаются транспортировкой автомобилей, но в этот раз не повезло девушке

Певица CHEZARA решила снять сниппет для песни «Береги» на красной дорожке. Казалось бы, ничего необычного. Но расположение для съёмок оказалось...

Общество

Российские бренды активно продвигаются на BRICS+ Fashion Summit

В российской столице с 28 ноября по 2 декабря проходил международный форум BRICS+ Fashion Summit. Повышенный интерес российских и зарубежных...

Общество

Участники BRICS+ Fashion Summit познакомились с культурой России на ВДНХ

Для участников BRICS+ Fashion Summit была организована экскурсия на международную выставку-форум «Россия». Выставку, на которой представлены все 89 регионов РФ,...

Общество

imo стал партнером The Game Awards 2023 для прямой трансляции церемонии награждения

Популярная платформа для обмена мгновенными сообщениями imo стала партнером The Game Awards (TGA) по глобальному вещанию. Благодаря этому партнерству imo...