Новости
В Чэнду пршло мероприятие по подбору партнеров для трансформации технологических достижений
Аптечка и бронежилет: нюансы работы нотариусов в новых регионах РФ
SANY расширяет возможности интеллектуального строительства портов
В компании «Яков и партнеры» назвали важнейшие направления мировой зеленой повестки
В Москве более чем на 40 процентов вырос спрос на обучающие программы для волонтеров
экономика
Южная Корея — страна, чья экономика совершила стремительный взлет благодаря развитию внутренних рынков, высокотехнологичному экспорту и мощной господдержке. ВВП страны с 1960 года увеличился более чем в 420 раз — с $4 млрд до $1,7 трлн в 2023‑м. Заслуга в этом принадлежит в первую очередь государству, обеспечившему создание новых индустрий, инвестиции в инновации и активно участвующему в развитии бизнеса и создании особой системы крупных корпораций — чеболей, в числе которых такие гиганты, как Hyundai и Samsung.
Корпорация Samsung начала свою историю в 1930‑х годах с торговли рисом, сахаром и рыбой. И с амбицией «сиять, как звезда в небе, яркая и вечная». В 1960‑х Южная Корея взяла курс на индустриализацию, и Samsung стала одним из главных бенефициаров государственной поддержки. В 1980‑х годах компания вошла в рынок электроники, а ее прорыв в производстве чипов динамической оперативной памяти (DRAM) стал первым шагом к мировому лидерству.
В 2000‑х наступил переломный момент, когда Samsung вышла в лидеры по производству смартфонов, обойдя гигантов рынка. Сейчас Samsung продолжает укреплять свои позиции в технологической сфере, активно развивая направления, связанные с искусственным интеллектом, 5G и биотехнологиями.
История Samsung — это фактически слепок истории подъема экономики Южной Кореи, в котором сами корейцы выделяют три путеводные звезды.
Звезда №1: создание рынков и индустрий
Под руководством президента Пак Чон Хи поствоенная страна перешла к стратегии экспортно ориентированного роста. Правительство создало благоприятные условия для развития крупной промышленности. Данные меры имели не универсальный характер, а, наоборот, были сфокусированы на нескольких корпорациях — так называемых чеболях: семейных конгломератах, чьему менеджменту государство верило.
Государство активно контролировало и координировало их деятельность, устанавливая долгосрочные цели по модернизации и экспорту товаров. В этот период Южная Корея сделала ставку на тяжелую и химическую промышленность, электронику и судостроение, что способствовало росту экспорта и созданию рабочих мест.
Государственная поддержка в виде налоговых льгот, беспошлинного импорта и льготных кредитов позволила этим корпорациям быстро расти. В 1983 году при мощной поддержке государства Samsung создала собственный чип DRAM, что сделало страну третьей в мире, выпустившей свой чип на 64 КБ. Государство также активно поддерживало проекты Samsung в области электроники, особенно производство телевизоров, микроволновых печей и другой бытовой техники для обеспечения конкуренции с японскими компаниями. Льготные кредиты позволяли компании снижать затраты на модернизацию производственных мощностей.
Государственные заказы и масштабные инфраструктурные проекты в 1960-1980‑х годах сыграли решающую роль в стимулировании спроса на внутреннем рынке. Правительство Южной Кореи инициировало строительство аэропортов, электростанций и других объектов, что дало импульс развитию промышленности и помогло чеболям укрепить свои позиции и выйти на мировые рынки.
К 2022 году крупнейшие чеболи, такие как Samsung, LG и Hyundai, генерировали до 23% ВВП страны, а объем экспорта достиг $683,6 млрд — во многом за счет высокотехнологичной продукции. В 2023 году правительство объявило о новых инвестициях в $230 млрд в полупроводниковую промышленность, реализацию которых возглавит Samsung. По прогнозам, к 2032 году Южная Корея будет обеспечивать 19% мирового рынка полупроводников.
Звезда №2: регулирование внутреннего рынка и протекционизм
Ключевую роль в успехе чеболей сыграло содействие экспорту. В 1960‑х годах правительство предоставляло налоговые льготы и субсидии экспортерам, стимулируя чеболи активно развивать международные направления. В 1970-1980‑е годы правительство ввело ограничения на импорт.
Тарифные и нетарифные барьеры на импорт автомобилей и электроники позволили южнокорейским компаниям укрепить позиции на внутреннем рынке и подготовиться уже к мировой экспансии.
Media Service, [28.11.2024 14:13]
Одним из способов регулирования рынка была ускоренная амортизация оборудования в начале 2000‑х годов. Компании, инвестирующие в модернизацию техники, получали налоговые льготы, что стимулировало регулярное обновление оборудования и повышало спрос на внутреннем рынке.
Звезда №3:
НИОКР, кадры и инфраструктура
В 1980-1990‑х годах в Южной Корее на НИОКР выделялось около 1% ВВП, к 2022 году этот показатель достиг 4,8%, что является одним из самых высоких в мире.
С 1960‑х годов правительство внедрило программы для развития образования и повышения квалификации специалистов. К началу 2000‑х около 30% студентов обучались на инженерных и технических специальностях. Кроме того, была создана сеть научно-исследовательских институтов, поддерживающих корпорации. Государственное финансирование НИОКР позволило этим институтам развивать технологии в области полупроводников, электроники, биотехнологий и ИТ.
Уроки от Южной Кореи
Опыт Южной Кореи демонстрирует, как целенаправленная государственная политика, ориентированная на поддержку инноваций, образования и экспорта, может привести к впечатляющим экономическим достижениям.
Тем не менее важно отметить, что Азиатский финансовый кризис 1997 года сильно ударил по экономике страны, выявив уязвимости в экономической модели, основанной на чеболях. Оказалось, что многие чеболи чрезмерно зависели от государственных субсидий, имели большие долги и потеряли эффективность управления. Например, банкротство таких компаний, как Kia Motors и Hanbo Steel, показало, что многим чеболям не хватало финансовой устойчивости, и повлекло отток иностранных инвесторов из страны.
Таким образом, несмотря на всю привлекательность государственной поддержки, сфокусированной на нескольких крупных игроках, важно учитывать недостатки такой модели и стремиться избежать монополизации и снижения рыночной конкуренции. Поэтому баланс между вмешательством государства и рыночными механизмами критичен для устойчивого роста, а политика поддержки промышленности должна нацеливаться на увеличение роли частного бизнеса, сохраняя при этом стратегическое участие государства в ключевых секторах.
В 1980-1990‑х годах в Южной Корее на НИОКР выделялось около 1% ВВП, к 2022 году этот показатель достиг 4,8%, что является одним из самых высоких в мире
Федор Чемашкин, технический директор «Яков и партнеры Digital»
Похожие новости
Технологии
Стало известно, как загрузить любой шрифт в редакторы Р7-ОфисРоссийский облачный кросс-платформенный пакет Р7-Офис заменил многим компаниям привычные ранее редакторы для работы. Система быстро развивается и интегрируется с функционалом...
Общество
HR EXPO PRO: к 2030 году дефицит рабочей силы составит до 4 млн человекОб этом сообщила председатель комиссии Государственного Совета России по направлению «Кадры» Татьяна Леонова в рамках XXIV международной конференции и выставки...
экономика
Филиал «Азот» «Уралхима» подтвердил соответствие международным стандартамС целью расширения рынков сбыта и применения продуктовой линейки Группы «Уралхим» в филиале «Азот» АО «ОХК «Уралхим» в городе Березники...
экономика
XI Международный форум ВБА-2024. «Фродекс» продемонстрировала решения на платформе FraudWallКомпания «Фродекс» поучаствовала в XI Международном форуме «Вся банковская автоматизация» (ВБА-2024). Разработчик представил собственные разработки - решения на FraudWall в...